Основные принципы вин чун. Базовая техника вин чунь Приемы вин чунь

История китайских воинских искусств прослеживается уже полторы тысячи лет. Она полна древними традициями, документальными рассказами о мастерах, невероятными историями и поэтичными легендами. Это мир, многочисленные сверкающие грани которого притягивают своей заманчивой красотой.

В многовековой глубине родилась легенда о девушке с поэтичным именем Вин Чунь, переводимом на русский язык как «Цветущая Весна». Имя нежного юного создания, сравнимого с прелестным цветком, навечно и тесно связано с целым направлением в боевом искусстве, которое носит ее имя – Вин-Чунь. Неполные родословные стиля, приводимые в книгах и передаваемые из уст в уста, изобилуют несовпадениями, приоткрывая взглядам учеников лишь отдельные ветви его генеалогического древа, корни которого скрыты в тени веков, а крона теряется в семейных кланах китайских и вьетнамских мастеров, пряча Истину под покровом Времени.

Впервые о Вин-Чунь узнали 300 лет назад, во времена правления маньчжурской династии Цин (1644-1911). Маньчжуры, правившие Китаем, проводили политику кровавых расправ, что приводило к народным восстаниям в разные годы правления.

Манчжуры в то время составляли лишь 10% всего населения и, чтобы удержаться у власти, они проводили политику кровавых расправ, взращивая страх и злобу в сердцах людей. Коренные китайцы вынуждены были подчиняться несправедливым законам, попиравшим их права и унижавшим достоинство. Для них были закрыты высокие государственные посты, создавались преграды в продвижении по служебной лестнице. Чтобы обезличить китайский народ и духовно опустошить растущее поколение, манчжурские правители запретили занятия боевыми искусствами. Хранителем духовной китайской культуры стал священный храм Шаолинь. Никакие жестокости и запреты не могли сломить дух гордых обитателей Шаолиня. Подобно ветру, разжигающему огонь, несправедливость манчжурских правителей разжигала в их сердцах желание бороться за свободу народа. Монастырь Шаолинь стал центром подготовки народных бойцов для будущего восстания. К стенам Шаолиня стекались выжившие в сражениях монахи. Манчжурские правители ненавидели монастырь, потому что именно он давал силы народу восставать против несправедливости и насилия, и был символом непокорности и надежды в борьбе против иноземного господства.

Для обучения традиционным методом борьбы необходимо было 10-15 лет. Пятеро монахов, собравшись вместе, обсудили и отобрали самые эффективные технические приемы для экспериментального обучения, которое сокращалось до 5-7 лет. Они тщательно выбирали учеников. Новый метод еще не успел распространиться, как войска маньчжуров начали карательную операцию Шаолинь, ставший символом воли и независимости китайцев. Их целью было уничтожение мастеров кунг-фу. Монахи и ученики стойко боролись и отразили все наступления армии императора, однако труднее всего было устоять против подлости и коварства. Группа предателей подожгла Южный Шаолинь, находившийся на горе Цзяляньшань в провинции Фуцзянь, и открыла ворота монастыря отряду генерала Чан Ван Хоа. Манчжуры беспощадно подавили сопротивление, уничтожили сотни монахов и спалили мятежный монастырь дотла. Армия захватчиков жестоко подавила сопротивление, потопив его в крови, но пятерым монахам удалось спастись. Их имена: Ти Тин Тин Сы (Добрая Воля), Миу Хин Лао Сы(Бессмертная Кошка), Бат Ми Лао Сы(Белая Бровь), Фун Дао Дык Сы(Вежливость-Образованность) и Нгу Май Лао Ни(Цветок Май – Пять лепестков). Нгу Май ушла в храм Бат Хак (Белый Журавль) на горе Дай Лю Сы (Большая гора) провинции Ты Сюэн. Она всем сердцем скорбела по разрушенному монастырю и погибшим братьям. Но, несмотря на боль, поселившуюся в ее душе, бесстрашная и мудрая женщина продолжала упорно совершенствовать технику единоборства. Она также не забывала и о манчжурах, которые хотели убить ее, ни на минуту не покидала ее мысль о задуманном новом стиле. Нгу Мэй решила самостоятельно создать более совершенный стиль боевого искусства, взяв за основу шаолиньский комплекс упражнений, который преподавал настоятель Чжишань. После разгрома Шаолиня он перебрался в провинцию Кантон и стал обучать монахов в монастыре «Света сыновней почтительности» (Гунсяосы).

В это время жил человек по имени Ним Ний. Его жена умерла и он остался со своей единственной дочерью Ним Вин Чун (Вечная Весна). Они ушли в провинцию Ты Сюэн и открыли там лавочку. Ним Ний обещал выдать свою дочь за человека по имени Лыэн Бак Чу. Но девушка была так прекрасна, что один влиятельный чиновник захотел силой взять ее в наложницы. Ним Ний не мог оказать сопротивление столь богатому и влиятельному господину, и Вин Чун, не желая становиться его женой, бежала из дома в монастырь Бат Хак. Там она встретилась с Нгу Мэй. Вин Чун поведала монахине о своем горе. Нгу Мэй прониклась сочувствием к девушке, не испугавшейся гнева влиятельного чиновника, и решила взять ее в ученицы. Нгу Мэй увела Вин Чун в горы, чтобы помочь скрыться и стала обучать ее боевым искусствам.

Рассказывали, что однажды Нгу Мэй случайно стала свидетельницей кровавого боя журавля и змеи. Змея обвила своим телом длинные ноги птицы и пыталась ужалить, а журавль, используя сильные крылья и острый клюв, бил ими змею. Они сражались, стоя на одном месте, нанося друг другу молниеносные и точные удары. Эта сцена была столь впечатляющей, что навсегда отпечаталась в памяти монахини и не оставляла ее в покое. Тренируясь, она стала подражать то ловкой змее, то отважной птице, и вскоре разработала систему боевой техники, соединившей движения журавля и змеи. В течение трех лет эта техника также была передана Вин Чун, любимой ученице Нгу Мэй.
После смерти монахини в 1726 году Вин Чун продолжала совершенствовать свои тело и душу. Однажды она пошла в лес и услышала грозное рычание хищников. Осторожно раздвинув ветви, она увидела, что сражаются тигр и леопард. Они дрались на узкой тропе в ущелье из-за добычи, лежавшей на склоне горы. Тигр был бесстрашен, мужественен и жесток, а леопард – хитер, ловок и гибок. Оба зверя вынуждены были держаться близко друг к другу из-за опасности сорваться со скалы в пропасть, и применяли короткие шаги, быстрые удары, увертываясь от лап противника.

Это сражение тигра и леопарда натолкнуло Вин Чун на мысль о создании еще двух стилей единоборств. Когда, вернувшись в храм, Вин Чун совместила техники змеи, журавля, тигра и леопарда, она поняла, что, наконец, пришло время исполнить заветную мечту своей учительницы Нгу Мэй и создать новый стиль, предназначенный для гибкого и ловкого тела женщины. После долгих исканий была создана совершенная техника, соединившая в себе ценности школы Шаолинь с новыми образами животных. По преданию существует 5 символов этой техники: дракон, змея, тигр, леопард и журавль. Также это соответствует пяти лепесткам распустившегося цветка Мэйхуа, всегда напоминая о первом Учителе, и подразумевает пять основ восточной философии: Великодушие, Преданность, Благопристойность, Ум, Вера, и пять состояний бойца: Твердость, Мягкость, Сообразительность, Спокойствие и Смелость.

Вин Чун выработала особый тип нанесения ударов, при котором не требуется большой физической силы. Удар кулаком наносился по прямой от центра груди, а блоки выполнялись в виде подставок и наложений ладоней на атакующие конечности противника. Она создала и новую тактику боя – близко подходила к противнику, лишая его, таким образом, возможности «разогнать» свой удар и воспользоваться превосходящей физической силой, а чтобы сковать передвижения и удары ногами нападающего, она училась особым образом подставлять свои ноги под ноги противника и наносить удары в область голени.

Вскоре Вин Чун вернулась в отцовский дом, что стоял у горы Лунь Тай. Там она вновь встретила слуг влиятельного чиновника, не оставлявшего надежды сделать ее своей наложницей. Это был первый случай, когда Вин Чун пришлось применить боевую технику, чтобы постоять за себя, и она без труда победила.

После этого отец с дочерью вернулись в Кантон, где Вин Чун стала женой Лыэн Бак Чу, ожидавшего ее все эти годы. Вскоре муж стал первым учеником Вин Чун, и она передала ему все свои знания боевых искусств. Когда она умерла, Лыэн Бак Чу решил увековечить память о своей единственной и любимой жене, назвав ее именем самую совершенную боевую технику.

Лыэн Бак Чу передал секреты Вин-Чунь человеку по имени Лян Лан Кваю, который сделал своим учеником Хуан Хуабао. Тот был актером гуандунской оперной труппы «Красная Джонка» и часто путешествовал с гастролями в разных частях страны. Благодаря этому однажды он повстречался с учеником по имени Лян Эрди. Они подружились и стали обмениваться своими знаниями по боевым искусствам. Примерно в середине XIX века Хуан Хуабао и Лян Эрди покинули актерскую труппу и переехали в Фошань, где обучили аптекаря Лян Цзаня.

Этот человек, из весьма достойной семьи, являлся владельцем аптеки и был хорошо образованным человеком. Дело его процветало, и пациенты были очень довольны его деятельностью. Все свободное время Лян Цзянь уделял литературе и занятиям боевыми искусствами. Но ему не очень нравились стили, в которых упор делался на физическую силу. Он хотел изучить какую-нибудь систему, эффективность которой зависела бы только от техники.

Лян Цзянь позаимствовал все самое лучшее из шаолиньских методов, отбросив их недостатки, а в многочисленных поединках проверил их реальный боевой эффект, за счет чего обогатил и развил Вин-Чунь, усилив его боевые возможности.

Лян Цзянь не имел официальной школы и преподавал Вин-Чунь прямо в своей аптеке. Он посвятил свою жизнь изучению тайн Вин-Чунь и достиг столь высокого уровня владения техникой, что среди мастеров и знатоков боевого искусства был удостоен звания «Короля Вин-Чунь». Из-за того многие бойцы бросали ему вызов и в ходе многочисленных боев он смог выявить сильные и слабые стороны Вин-Чунь.

Лян Цзянь воспитал несколько учеников, в числе которых были и его сыновья Лян Чун и Лян Бик. Среди его учеников был один способный юноша по прозвищу «Ва – Деревянные руки». Это прозвище он получил, потому что его руки были сильными и твердыми как дерево. Часто во время тренировок он ломал «руки» деревянному манекену (мокчжон).

Рядом с аптекой Лян Цзяня находилась лавка по обмену денег. Ее владельцем был Чэнь Ва Шунь по прозвищу «Ва – Меняла», который, зная, что Лян Цзянь был прекрасным специалистом стиля Вин-Чунь, хотел поступить к нему в ученики. В то время нельзя было изучить кунг-фу за деньги, как это распространено сейчас, и Чэнь Ва Шунь глубоко сомневался, что мастер станет его обучать. Поэтому, когда он заканчивал работу, то на цыпочках пробирался к аптеке Лян Цзяна и через щель в двери наблюдал за тем, как тот обучает своих учеников. Лян Цзянь был для него кумиром, и с каждым днем Чэнь Ва Шунь восхищался им все больше и больше. Однажды он собрался с духом и решился обратиться к Лян Цзяну со своей просьбой. Как он и ожидал, мастер деликатно отказал. Это разочаровало Чэнь Ва Шуня, но он не утратил надежды.

Однажды, когда Лян Цзянь отсутствовал, «Ва – Деревянные руки» привел в аптеку Чэнь Ва Шуня. Когда сын аптекаря Лян Чун узнал, что этот человек изучал стиль Вин-Чунь, подглядывая сквозь щель в двери, он ужасно рассердился и решил продемонстрировать Чэнь Ва Шуню технику «липких рук» в весьма жесткой форме. Однако тот, не рассчитав своих сил, нанес Лян Чуну такой удар ладонью, что тот упал прямо на любимое кресло Лян Цзяна, да так неудачно, что отломил у него одну ножку. Испугавшись, что учитель разгневается и накажет их за это, молодые люди решили не рассказывать о своем поединке. И вот когда Лян Цзянь вернулся домой и хотел отдохнуть на своем любимом кресле, оно вдруг перевернулось, и удивленный мастер грохнулся на пол. Лян Цзянь решил выяснить, что здесь произошло в его отсутствие. Тогда Лян Чун рассказал ему все в подробностях. Выслушав рассказ сына, Лян Цзянь спросил «Ва – Деревянные руки», каким образом Чэнь Ва Шунь мог изучить Вин-Чунь. И Ва объяснил, что кое-чему он сам научил его, а все остальное тот сам усваивал, подсматривая через дверную щель. Лян Цзянь попросил Ва найти и привести к нему своего друга. «Ва – Деревянные руки», вспомнил, что обучать без разрешения учителя ему было запрещено, поэтому, думая, что их могут наказать за такое нарушение, он посоветовал своему другу скрыться. Когда «Ва – Деревянные руки» вернулся один, Лян Цзянь был очень удивлен, почему с ним нет Чэнь Ва Шуна. В конце концов, Лян Цзянь догадался, что ученик не правильно его понял. Тогда он объяснил, что хотел всего лишь посмотреть, что усвоил его друг из стиля Вин-Чунь и каковы его способности. «Ва – Деревянные руки» этому очень обрадовался, быстро нашел своего друга и привел к мастеру. Оценив талант Чэнь Ва Шуна, мастер сразу же согласился взять его к себе в ученики.

После смерти Лян Цзяня его сыновья Лян Бик и Лян Чун, отправились в Гонконг. Их товарищ – одноклассник, Чэнь Ва Шунь, остался в Фошане и начал обучать стилю Вин-Чунь.

Отец Ип Мэна был гонконгским бизнесменом, и сын был вынужден помогать ему. В Гонконге Ип Мэн повстречал Лян Бика и вскоре стал его учеником. Чэнь Ва Шунь перед своей смертью назначил своим преемником Ип Мэна, который начал преподавать Вин-Чунь в Гонконге в возрасте 56 лет. Так возникла гонконгская ветвь Вин-Чунь.

По мере распространения славы Ип Мэна росло и число его учеников. Один из его учеников был Брюс Ли.

Современные представления о Вин-Чунь связывают с гонконгской ветвью, основанной Ип Мэном, вьетнамской ветвью, основанной Тэ Конгом и китайской ветвью, возглавляемой Лян Гуанманем, за которыми следует целая плеяда мастеров, развивающих это боевое искусство во многих странах

Вин Чунь (wing tsun), что в переводе означает «вечная весна» – один из видов единоборства китайской школы , получивший широкое распространение и популярность среди жителей «Поднебесной», а также по всему миру, благодаря известному мастеру Ип Ману из Фошани, учеником которого был небезызвестный нам Брюс Ли, ставший впоследствии легендой Вин Чунь Куен Пай (кулак вечной весны).

Связано это в первую очередь с тем, что данное направление боевого искусства не включает в свой состав сложных движений и приёмов, отличается красивым исполнением различных комбинаций ударов и позиций защиты.

Отличительные черты


Вин Чунь, как боевое искусство, предполагает быструю победу над противником без ущерба для себя.

В овладении данным стилем делается упор не столько на развитие физических качеств, сколько на совершенствование техники ведения боя, которая включает в себя стремительные удары и глухую защиту.

Обратить натиск противника против него самого, даже если он превосходит в весе и физическим показателям – таков один из основных приемов Вин Чунь.

Принято считать, что Вин Чунь относится к стилю шаолиньского Кунг-Фу. Википедия дает определение данному виду единоборств, как прикладное направление Ушу, но, тем не менее, ключевые тактические приемы и методы во многом разняться с Шаолиньсы цюань (шаолиньское ушу).

Данный стиль вобрал в себя уникальные приемы, которые не встретишь в других направлениях Кунг-Фу. Перечислим отличительные черты Вин Чунь: бой ведется на ближних и средних дистанциях, манера ведения схватки отличается натиском, и в то же время может переходить на умеренный темп. Поединок, как правило, не носит затяжной характер, а, напротив, рассчитан на кратковременный исход.

Особенности техники


Техника нанесения ударов данного стиля имеет свои уникальные особенности, присущие лишь ему одному.

В основу всех движений положен принцип экономии сил, что позволяет находиться в выгодном положении в схватке с противником.

Еще одна особенность – выбор наиболее минимального расстояние для нанесения удара. Такой прием дает возможность опередить противника и застать его врасплох.

В то время когда соперник находится в смятении, следует жесткая серия ударов. Ключевым моментом, на который нужно обратить особое внимание, является так называемая техника овладения центральной линии.

Указанная линия представляет собой прямую линию, идущую от центральной оси вашего тела по направлению к лицу вашего противника.

Центральная линия служит для того, чтобы четко определить направление удара, какую позицию нужно занять, в какую сторону от линии сместиться и четко определиться с положением рук при ударе или защите.

В том случае, если вам удалось обеспечить защиту центральной линии, то направление удара противника сместиться вправо или влево, что даст вам возможность выбрать правильный стиль действий и обеспечить свою защиту.

Захват центральной линии также позволит вам наносить удары по противнику с минимального расстояния. Кроме этого, для того чтобы полностью овладеть ситуацией, применяют технику липкие руки – Шисао.

Данный прием помогает заметно увеличить чувствительность рук и обрести контроль своего тела при полной расслабленности и спокойствии, что позволит вам манипулировать противником и контролировать его действия.

Предпосылки появления

В технику данного боевого искусства заложены, в первую очередь принципы самообороны.

Поэтому и создавался данный стиль для обеспечения своей защиты с минимальным ущербом для своего здоровья.

Стиль Вин-Чунь отличается различными видами ударов, которые являются недопустимыми для спортивных видов боевых искусств. Поэтому его нельзя отнести к таковым ещё и по той простой причине, что при использовании различных средств защиты, выполнение большинства ударов в Вин-Чунь утрачивает свою эффективность.

Вин Чунь получил широкое распространение по всему миру. Многие годы проводятся соревнования по этому боевому искусству при поддержке международной организации китайских единоборств. Все больше и больше людей хотят постичь китайскую мудрость и силу, скрытую в этом замечательном восточном стиле борьбы.

Доброго времени суток, Бойцы! Всем ли известна такая система боя, как Вин-Чун? Поговорим о её достоинствах, небольших недостатках, и на что следует обратить внимание, чтобы извлечь максимальную выгоду из практики этой школы.

Неизвестно как возникшая, имея крайне интересную историю, вин-чун в наш век пытаются запихать в рамки спорта, но происходит это, к счастью, с некоторыми затруднениями, в силу специфики решаемых её задач, её арсенала и нарабатываемых ею навыков.



Убери воздействия пальцами по уязвимым зонам – и образуется пустота. Перестань метить по уязвимым зонам, придётся бить в более защищённые. И что останется от системы? Чи-сао и простейший прямой. И превратится вин-чун в другую систему: спортивную и беззубую.

Система вин-чун до сих пор является самой популярной школой ближнего боя: при её достоинствах, недостатки не такие уж существенные. И которые достаточно легко ликвидируются, при условии, что это действительно, недостатки системы, а не недопонимание занимающегося. Здесь я привожу одну небольшую статью со своими вставками, так сказать, моим личным мнением, которое у других может быть своё. И небольшими рекомендациями, которые могут неплохо повысить мастерство бойца, но не за счёт дополнений техник из других единоборств, а действуя в рамках системы. Сначала, в рамочках, идут выдержки из статьи, потом я излагаю свои соображения по тем или иным аспектам вин-чун.

Практикующий. Отдав стилю вин-чун одиннадцать лет своей жизни, я могу теперь спокойно рассуждать о том, что в вин-чун есть и чего ему не хватает. К сожалению, многие люди, начиная заниматься различными боевыми искусствами, возлагают на них слишком большие надежды, не замечая специфики и задачи, которые должен решать стиль, вследствие чего, часто идёт разочарование в выбранной школе боя.

Теперь, конкретнее о вин-чуне. Конек стиля – ближний бой, техника захватов и «раздергивания рук», а так же методы контроля. Основной минус, это отсутствие одиночных акцентированных действий типа «удары». Ставка идет на точность, скорость и количество. По теории стиля лучше ударить несколько раз, так как это будет создавать «кумулятивный» эффект, то есть накопление и суммирование воздействия.

Именно детальная проработка вскрытия центральной линии является сильной стороной этого стиля. Что-же касается методов контроля, то тут я не совсем согласен, что чи-сао так уж хорошо нарабатывает способность к контролю рук противника: в том же тай-чи, унибос, багуа-чжан или это ставится не в пример лучше.

Дело в том, что в некоторых направлениях вин-чун в чи-сао отсутствует элемент неожиданности, оно напоминает каратэобразное ката, в котором все движения выполняются только так, а не иначе, вследствие чего, у начинающих изучать его, после первых же тренировок, мозг адаптируется и просто-напросто спит «по-ходу» отработки упражнения.

Делу несколько может помочь проведение неожиданных атакующих воздействий во время отработки этого упражнения, но всё равно, эффективность можно увеличить многократно. Для этого достаточно в вин-чун при отработке чи-сао, начать отрабатывать необусловленный контакт-контроль конечностей противника. «Необусловленный» - это значит, что противник-напарник сам должен решать, какое движение ему сделать в конкретный момент времени. И чем эти движения будут разнообразнее, тем лучше, в результате чего, напарник всё время будет вынужден находится в состоянии концентрации на упражнении.

Далее. Да, в вин-чун есть требование проводить несколько атак в одну зону. Тут создатель системы абсолютно прав: это особенность человеческого тела — после первого пропущенного удара, атакуемая зона расслабляется, порой, в несколько раз, и её становится легче пробить. Что же касается, отсутствия одиночных акцентированных воздействий, то тут автор не совсем прав: они существуют, но исполняются вместе с захватами. Да и если противник упал, вследствие его проведения, то зачем уже работать серией? Разве что, вспомнив выражение: «Лежачего не бьют, но здорово пинают», добавить ногой пару раз.

Практикующий. Но как быть, если противников несколько, и мы не можем «застревать» на каждом. В такой ситуации, мы не можем тратить больше одного удара на каждого.

Данная проблема в вин чун решается просто: достаточно сломать стереотип, что серией нужно работать исключительно по одному нападающему. Иначе говоря, серия ударов проводится, но по разным противникам.

Отсюда, на тренировках нужно уделять время на проработку серийных действий не по одной точке, а в круговую. И расположенным не только на разных высотах, но и расстояниях от исполнителя. Кроме этого, учесть ещё и то, что сами связки должны быть «гибкими»: т.е, после какого-то удара, нужно уметь нанести любой другой, ориентируясь по сложившейся ситуации. Пройдя такой тренинг, человек будет работать по классике вин-чун, т.е, сериями, но сможет без проблем, наносить удары, входящие в них, по любому противнику.

Другое дело, что с моей точки зрения, вин-чун несколько жестковата, поскольку в ней маловато способов усиления движений, в том числе и атакующих. Отсюда, и трудности с быстрым проведением ударов в связках по всем направлениям.

Практикующий. И тут начинаются проблемы, если бить не на «вынос». Из этой ситуации я сначала пытался выходить с помощью локтей, но для локтя нужно сильно сблизиться с противником. Пару раз меня схватили за одежду и повалили. После этого я решил, что акцентированный удар нужен. Их я позаимствовал из . Разумеется, добавил и физический тренинг. Это – обычные отжимания и отжимания с хлопками. Еще одно интересное упражнение с . Гантели берем за гриф (я использовал разборные гантели и выставлял на них четыре кг). Руки вытягиваем перед собой (гантели параллельны полу) и делаем «ножницы». Я думаю, все помнят это упражнение по урокам физкультуры. Для тех, кто не помнит: вытягиваем руки перед собой и попеременно скрещиваем одну, над другой. Выполняем упражнение три минуты. После этого, разворачиваем гантели перпендикулярно полу, и опять выполняем упражнение. Упражнение выполняется до утомления.

Так же хорошо кидать от груди набивной мяч, если мяча нет, можно найти камни и покидать их. Если есть возможность поколоть дрова, обязательно воспользуйтесь. Отличное упражнение. К тому же хорошо расслабляет нервную систему. Аналогом может служить работа кувалдой по покрышке грузового автомобиля. Так же рекомендую работу с эспандером, он, кажется, называется «эспандер лыжника». Зацепили эспандер, и работаем удары, зажав ручки в кулаках. Хорошо работать с утяжелителями. Я не брал больше 500 грамм, так как можно повредить локти. И последнее упражнение, его я позаимствовал у бойцов стиля киокушинкай. Оно выполняется с партнером: партнер становится сзади, берет пояс от кимоно за оба конца, набрасывает середину Вам на область талии и слегка натягивает. Партнер должен стоять в устойчивой позиции. Вы наносите удар с шагом, так, чтобы удалось сдвинуть партнера. То есть, чтоб Вам удалось протащить его за собой.

Обратите внимание, что человек решил, что «необходим акцентирировнный удар». То есть, это его личное мнение, основываясь на котором, он в будущем может быть создаст своё направление вин-чун, в котором ставка будет на одно поставленное атакующее действие. Другой человек может прийти к другим выводам и решениям, и так будет во все времена, только вот люди не понимают, что это, скажем так, будет их индивидуальный стиль вин-чун, подходящий исключительно под них.

Если же говорить про удар «на вынос», то это решительно непонятный мне момент: почему в него так все вцепились? Наверно, подсознательная установка, что «русский богатырь два раза не бьёт», а значит, необходимо добиться того, чтобы противник «высекался» с первого же раза. Ведь считается, что удары «на вынос» очень сильны. А если серьёзно, то зачем ставить такие времяёмкие в изучении, движения, да ещё и с вероятностью потерять равновесие? Ведь существуют многочисленные публикации с перечислением уязвимых зон тела.

И я не пойму, почему по ним не работают, а стараются тут же долбануть кулаком «куда-ни-попадя», а потом ещё и жалуются, что кисть повредили! Сплошь и рядом в вин-чуне идёт работа пальцами, коленями и локтями: во всяком случае, кулачных моментов там маловато. Сами их нарабатывают по всем известным трём зонам, повторять которые уже просто не хочется. Так нет же! Щёлкнуть пальцами по глазам и спокойно удалиться пока противник промаргивается, считается на по-мужски, а вот устраивать возню с обычными прямыми «боксёрскими», которые очень часто не поставлены - это в порядке вещей!

Я хочу сказать следующее: в вин-чуне потому и нет ничего такого, что в этой системе другой подход к вопросу достижения победы. Не бороться - её цель, выясняя, кто сильнее, техничнее и быстрее, а быстрое поражение атакующего путём «запирания» его конечности или её отвод в сторону с одновременной контратакой ударами по уязвимой зоне.

Мне просто кажется, что люди просто-напросто боятся работать по таким зонам, а потому, не отрабатывают на тренировках действия по ним, в результате чего эффективность системы резко падает. И получается следующий парадокс: человек ищет боевую систему, а найдя таковую, тут же её «начинает совершенствовать», выкидывая всё самое эффективное, поскольку считает, что так работать жестоко и негуманно.

Пытаясь решить эту проблему, они начинают модернизировать систему различными добавлениями, которых, как они считают, не хватает системе, и обычно, это попытки поставить прямой боксёрский «на вынос».

Практикующий. Второй минус вин-чун заключается в том, что там маловато , а так же в том, что уровень их проведения не выше колена. Для расширения арсенала часть их я позаимствовал из савата, а часть – из таеквондо. Уровень ударов при этом поднял до пояса.

Технику описывать не буду, а только дам несколько рекомендаций. Для укрепления ног я использовал обычный бег, бег по лестнице и бег в горку. Так же хорош «гусиный шаг». Если тепло, и где-то поблизости есть водоем, то – бег по колено в воде. Если водоема нет, но есть песок, то бег по песку. Зимой, если есть снег, то – по снегу.

Для развития силы удара ногой я использовал статику, то есть фиксировал удар на том уровне, на каком хотел нанести удар, и старался удерживать ногу в таком положении максимальное время. Либо, делал это упражнение медленно, максимальное количество раз. И, конечно, отрабатывал движения с утяжелителями. Утяжелители продаются в любых спортивных магазинах

Нормально, плюс системы превратить в минус. Зачем спрашивается насыщать систему дополнительными приёмами, если они все равно, никогда не будут отработаны в должной степени? Да, удары по ногам противника наносятся максимум «в живот», но этого более, чем достаточно. Основные цели здесь - это колени и потому, что они являются уязвимыми, но работать по ним не хотят, наверно, боятся закона, в отличии от нападающих, для которых закон «до лампочки».

Огромным плюсом вин-чун является его простота, так и незачем всё усложнять, ведь залог боевого успеха системы в сверхкачественной отработке техники, а не в её количестве. И абсолютно незачем насыщать систему высокими действиями ног, ведь это автоматически потребует от занимающегося наличия растяжки, что тут же исключает из рядов поклонником пожилых людей, да и время на освоение вин-чун многократно возрастает.

Практикующий. Наконец, третий минус вин-чун, это плохо проработанный раздел борьбы в стойке и в партере. Из этой ситуации я вышел с помощью изучения дзю-дзюцу и самбо. Также, я обратил внимание на методики выведения из равновесия, используемые в стиле Кадочникова.

Для укрепления кистевого хвата я использовал вис на перекладине, отжимания от пола на пальцах, «толкание» стены (это изометрическое упражнение). Для выполнения этого упражнения подходите к стене, упираетесь в нее руками и пытаетесь «сдвинуть». При этом напрягаете все мышцы тела, но не более чем на пятнадцать секунд. И последнее упражнение: из мешковины шьете мешочки, размером 40х40см заполняете их грецкими орехами или керамзитом (керамзит более дешевый вариант). Для увеличения/снижения веса мешочки досыпаете/высыпаете песок. Мешочки подбрасываете и ловите, используя укладку «тигриные когти».

Тут я согласен - в партере бойцы стиля работать не умеют. Они своими действиями просто стараются не доводить до этого;) Другое дело, что мне не понадобилось одиннадцать лет тренировок по вин-чун, чтобы это понять, хе-хе.

Иначе говоря, человек одиннадцать лет изучал не вин-чун, нет. Он изучал пять систем: бокс, самбо, дзю-дзюцу, саватт и тэквандо. Соответственно, и тренировочное время у него делилось поровну между этими системами. А вин-чун просто считал основной своей системой. Конечно, в целях понимания основного стиля, которым занимаешься, крайне желательно посещать и другие секции, но не для того, чтобы изучать их столь же тщательно, как основную систему боя, а для того, чтобы просто быть «в курсе», да и спарринги с представителями других школ боя, крайне полезны в целях приспособления изученных движений под иные атакующие движения, а также чтобы научится учитывать параметры противников.

Вот например, такая всем известная система боя, как тайский бокс или . Ведь примитивная донельзя. И в партере биться не умеют, и против нескольких, потому что она спортивная система, но никому и в голову не приходит, что её необходимо дополнительно насытить какими-то приёмами. А всё почему? Потому что они не гонятся за количеством приёмов, а работают «на качество» их, результате чего тайские боксеры и считаются сейчас весьма опасными противниками…

Практикующий. Приведенные мною методики тренировок помогли мне в свое время ускорить прогресс в практике стиля. Кончено, многие скажут, зачем ноги или борьба, если я все сделаю с помощью рук. На одном из семинаров Дерека Вернона (грэндмастер по вин-чун из Великобритании) он долго мне объяснял, что ноги и борьба не нужны в Вин Чуне. На что я резонно возразил: «Но я же не мастер, и я их использую» он же ответил: «Так становись им!».

Конечно, стать мастером хорошо, но порой драться приходится, пока ты еще не стал мастером. И даже после одиннадцати лет практики, когда я уже могу сказать что, что-то начал понимать в вин-чуне все кажется мне не таким однозначным. Поэтому, обратите внимание на эти моменты сейчас. Удачи вам на Пути.

Плюсы вин-чун. Минимум техники при высокой эффективности, если соблюдаются некоторые правила. Хорошо проработанная методика при работе «лицом к лицу». Уделено внимание развитию чувствительности, что редкость в наше время. Это одна из немногих боевых систем Китая, которая ещё может «завалить». Компактная, практичная, простая, абсолютно непохожее на то ушу Китая, что сейчас распространено со своими вычурными движениями. По уровню отработки движений, напоминает каратэ, только в компактном исполнении.

Огромным плюсом вин-чун является совмещение защитных действий с атакующими. В чём тут «фишка»? Многие наблюдали в фильмах различного рода перестрелки, когда кто-то, высунувшись из-за прикрытия, несколько раз стреляет в направлении противника, и тут же прячется обратно. После этого, уже высовывается противник и в ответ выпускает обойму, и тоже прячется. И так по очереди.

Точно такое же явление наблюдается и в боевых искусствах: человек наносит удар и переходит в защиту (прячется). В свою очередь, противник делает тоже самое и тоже уходит в защиту. И какой тут смысл? Бессмысленный обмен ударами, которые блокируются: тоже самое, что и перестрелка - чего стрелять, если противник укрылся за какой-нибудь стеной?

Вот как раз, принцип одновременного проведения защит и атак и ликвидирует эту глупость. Захват не даёт противнику уйти в защиту, а кроме того, дополнительно придаётся сила атакующему движению за счёт использования дополнительного источника опоры.

Быстрые уходы с линии атаки сочетаются с ответными контратакующими действиями, в основном прямолинейного характера. Поскольку, после защиты, человек часто выходит на близкую дистанцию, он может использовать удары «короткого рычага» — локтями и коленями.

Вин-Чунь — китайская школа ушу название которой можно наиболее точно перевести как «Вечная весна».

Вин Чунь - по своему уникальный вид единоборства, органично сочетающий рациональную технику с четко выстроенной теорией.

Для этого стиля характерно ведение ближнего контактного боя, где используются быстрые удары и плотная защита в комбинации с достаточно подвижной стойкой.

Традиционно происхождение стиля связывают с находившимся в провинции Фуцзянь монастырём Южный Шаолинь. Существует несколько версий появления этого стиля. Согласно одной версии, стиль преподавался жителям близлежащих деревень настоятелем Южного Шаолиня Чжишанем в качестве оздоровительной гимнастики.

Исходя из другой легенды стиль был создан пятью мастерами этого монастыря, которые разработали его в Зале Восхваления Весны. Легенда номер три гласит, что стиль создала женщина Янь Юнчунь то ли на основе учения отца(бывшего южношаолинского послушника), то ли исходя из науки монахини Умэй. Однако в первой трети ХХ века были проведены исследования, результатом которых стало опровержение существования Южного Шаолиня, как такового. А все перечисленные персонажи не более, чем вымысел.

Более-менее достоверно историю стиля можно проследить лишь с конца XVIII века.

Распространение Вин-Чунь по миру

Распространителями его стали актёры бродячей труппы «Красная джонка». Стиль странствовал вместе с актерами труппы и в первые десятилетия XIX века его изучали разные люди во всех концах провинции Гвандунь. Стиль использовался всеми слоями населения.

В середине XIX века два актера труппы покинули театр и переехали в город Фошань. Здесь они обучили вин-чуню аптекаря Лян Цзаня. А он, в свою очередь, стал победителем во многих боях и стал известен как «король винчуня». Он частным порядком обучал в своей аптеке желающих постич данный стиль. Оставив свой бизнес и вернувшись в свою родную деревню Лян Цзань обучил своему стилю многих своих односельчан. Именно Фошань стала родиной наиболее известной на сегодня версия юнчунь.

Им Ман первый известный мастер Вин-Чунь

Самым известным из выходцев фошанской школы является Е Вэнь, более известный как Ип Ман.

Начиная с 1949 года и до самой своей смерти Ип Ман преподавал в Гонконге юнчунь, подготовив огромное множество известных сегодня мастеров и просто бойцов. На сегодня в Гонконге существует множество секций винчунь, где преимущественно преподают ученики Ип Мана.

Но вместе с тем также много секций, где преподают представители других направлений Вин Чунь. Наверное, наиболее известным на Западе учеником Патриарха Вин Чуня является Ли Сяо Лун, более известный нам как Брюс Ли. Патриарх Ип Ман закономерно считается основателем современного вин чунь. И дело даже не в том, что большинство современных ветвей этого стиля восходят или к нему, или к его ученикам. Личный вклад этого человека в развитие стиля переоценить невозможно.

Фактически Ип Ман это прежде всего человек, выведшим вин чунь из тени и показавшим миру его силу и красоту.

Вьетнамское направление винчунькуэн ведет свою историю с 1939 года, когда легендарный китайский мастер Жуань Цзиюнь, приехал в Ханой по просьбе Ассоциации Китайских эмигрантов во Вьетнаме.

На сегодняшний день существует множество ветвей стиля вин чунь, ниже некоторые из них:

    Кулак вечной весны Ип Мана.

    Кулак вечной весны провинции Фуцзянь.

    Кулак вечной весны Фэн Шаоцина.

    Кулак восхваления весны рук Будды.

    Кулак восхваления весны деревни Гулао.

    Малайский вэнчунькуэн.

    Кулак восхваления весны Юго-Восточной Азии.

    Вьетнамский винчунькуэн.

    А также стили различных семей.

Стиль боя Вин-Чунь

Система боя вин чунь кунг-фу это во многом уникальное боевое искусство. В вин чунь сочетается очень агрессивная манера ведения схватки с мягкостью, рассчитанная на пресечение боя в минимальные сроки, Также вин чунь характеризуется виртуозной техникой боя на средней и ближней дистанциях.

Как известно, в ударных стилях средняя дистанция является наиболее опасной, т. к. на этой дистанции крайне тяжело защищаться от ударов противника. В каратэ, боксе, кикбоксинге, и в многих других стилях кунг-фу боец задерживается на средней дистанции не дольше, чем это нужно для проведения быстрой комбинации, рубки или размена ударами. После этого проводиться уход на дальнюю дистанцию или клинч.

Не стоит забывать, что клинч, как правило, ведёт к переходу в партер, что является опасным в реальном поединке, особенно с представителями борцовских стилей.

Техника боя Вин-Чунь

Вин чунь кунг фу обладает особенной техникой боя, дающей возможность обезопасить себя на этой предельно опасной дистанции. Для техники боя в вин чунь характерен принцип одновременного использования обеих рук приводящих к сковывание рук противника с одновременной атакой.

Видео: Где и как работает вин чун?

В технике кунг фу вин чунь практически отсутствуют пассивные способы защиты. Любая защита одновременно является и нападением, что экономит время и не позволяет сопернику перехватить инициативу, навязывая ему способ боя, выгодный вам. Для большинства ударных стилей, как то бокс, каратэ, кикбоксинг и других боевых искусств характерны периодические размены ударами. Результат таких разменов довольно сложно предсказать т.к. часто выигрывает противник, обладающий более высокой скоростью, большей силой, большое значение имеет случай.

Техника вин чунь позволяет уклоняться от разменов ударами и рубки. На первый план выходит используемая техника, а не принцип «кто быстрее и сильнее, тот и победил». Как следствие, это помогает побеждать более сильных, быстрых и крупных соперников.

Техника ударов

Стоит обратить особое внимание на технику проведения ударов в вин чунь. Она отличается от общепринятой для ударных стилей. Все удары подобраны с использованием принципа экономии энергии и достигают цели по кратчайшей траектории, что в свою очередь позволяет опережать действия противника. Атака обычно проводится по уже обездвиженному противнику когда он не способен эффективно ответить.

При передвижениях и ударах используется принцип захвата центральной линии, что способствует правильному распределению сил. Косвенным образом это приводит к постоянному прессингу и выведению противника из равновесия, зачастую даже без специальных захватов и рывков.

Цель создания Вин-Чунь

Техника и базовые принципы вин чунь построены на учении о гармонии Инь-янь. Вин чунь — это, в первую очередь, система самообороны, нацеленная на максимально быстрое пресечение боя. В вин чунь используются приемы боя, запрещенные в чисто спортивных дисциплинах, такие как удары в горло, пах, глаза, по болевым точкам, захваты и изломы мелких суставов и костей и т.п.

Поэтому техника вин чунь не эффективна в спортивных поединках, так как теряется его основная направленность и потенциал. При тренировке адептами вин чунь большое внимание уделяется работе с захватами, ударам ребром ладони и пальцами и т.п. При использовании защитных средств как то боксерские перчатки, накладки, бинтования рук использование большинства техник вин чунь становится невозможным.

Использование поединков, в которых действуют спортивные правила можно использовать разве что в тренировочных целях.

Что развивает Вин-Чунь

Отличительной чертой тренировки в вин чунь является Чи Сао - набор упражнений проводимых в паре и помогающих развить и отточить изучаемые теории и техники. Чи Сао развивает реакцию, чувствительность и координацию, учит правильно применять собственную силу, справляться с превосходящей физической силой противника и использовать преимущества возможной короткой и средней дистанции.

Видео: Бой вин чун в полный контакт

Вин-Чун - это стиль кунг-фу, в котором для победы над соперником делают упор на рукопашный бой, быстрые удары и сплошную защиту. В этом виде традиционного китайского боевого искусства противника дестабилизируют благодаря быстрой работе ног, защите и нападению, которые происходят одновременно, и перенаправлению энергии противника на него самого. Для того чтобы достичь мастерства в этом сложном виде кунг-фу, потребуются годы, но новички могут начать изучение Вин-Чун с понимания его принципов, освоения теории и овладения основными навыками.

Шаги

Часть 1

Принципы Вин-Чун

    Узнайте о теории центральной линии. Основной принцип Вин-Чун - это защита центральной линии тела. Представьте себе линию, которая начинается от середины макушки, проходит вдоль середины грудной клетки и нижней части тела. Это центральная линия вашего тела, которая наиболее уязвима. Ее нужно всегда защищать.

    • Согласно этой теории, нужно всегда атаковать центральную линию и выполнять приемы на уровне центральной линии противника.
    • Основная открытая стойка в Вин-Чун основана на теории центральной линии. В открытой стойке нужно смотреть перед собой, подогнуть колени, а стопы слегка развернуть наружу. Если противник будет находиться перед вами, то вы сможете атаковать наилучшим образом, соразмерив силу.
  1. Мудро и экономно расходуйте энергию. Ключевой принцип Вин-Чун заключается в том, что во время боя энергия должна расходоваться экономно и сдержанно. Используйте энергию противника, отклоняясь или перенаправляя удары.

    • Двигайтесь расчетливо и разумно. Смысл в том, что тело, вступая в контакт с противником, должно пройти кратчайшее расстояние за минимальный промежуток времени. Это позволяет сохранить собственные силы.
  2. Оставайтесь расслабленным. Силы расходуются понапрасну, если тело находится в напряженном состоянии. Не напрягайте тело, и вы будете чувствовать себя более непринужденно.

    • Если у вас есть опыт других боевых искусств (особенно «жестких стилей»), вам придется «опустошить свой стакан» или отучиться от вредных привычек. Вин-Чун - это мягкий стиль со множеством нейтрализующих техник, которые требуют от вас «мягкости» и расслабленности. Изменить мышечную память и развить привычки расслабляться может быть непросто и времязатратно, но это пригодится вам в будущем.
  3. Оттачивайте свои рефлексы. Воин, применяющий технику Вин-Чун, благодаря хорошо развитым рефлексам, действует в бою так, чтобы прервать нападение и продолжить бой уже на своих условиях.

    Меняйте боевую стратегию в зависимости от противника и окружающих условий. Противник может быть высоким или низким, большим или маленьким, мужчиной или женщиной и так далее. Точно так же и с условиями боя, который может проходить в дождь, в жару, в холод, на улице, в помещении и так далее. Будьте готовы приспосабливаться к любым условиям боя.

    Узнайте о формах Вин-Чун. Вин-Чун делится на шесть преемственных форм, каждая из которых основывается на предыдущей. В каждом форме нужно знать правильную стойку, положение тела, движения рук и ног, а также соотношение сил. К этим формам относятся:

    • Сиу Лим Тао;
    • Чам Киу;
    • Биу Джи;
    • Мук Ян Чонг;
    • Лук Дим Бун Кван;
    • Бат Чам Дао.

    Часть 2

    Как изучать Вин-Чун
    1. Найдите школу Вин-Чун. Школы боевых искусств часто ориентированы на один стиль боевых искусств, особенно для серьезных учеников. Школы или клубы Вин-Чун могут быть связаны с ассоциацией боевых искусств. Поищите в интернете или телефонной книге номер местной школы Вин-Чун.

      • Узнайте в местных школах боевых искусств, не обучают ли они Вин-Чун. Они могут обучать только основам, и если вы настроены на углубленное изучение Вин Чун, то вам, возможно, придется искать другое место, где проводятся занятия по углубленному изучению этой техники.
      • Познакомьтесь с сифу (инструктором) и поинтересуйтесь его квалификацией. Сколько лет он практикует? Как он обучался Вин-Чун?
      • Посетите класс Вин-Чун. Прочувствуйте, как сифу проводит занятия и как реагируют другие ученики.
      • Персональное обучение Вин-Чун - это наиболее предпочтительный способ.
    2. Изучайте Вин-Чун по интернету или DVD-дискам. На многих сайтах есть уроки для самостоятельного обучения Вин-Чун. На них, как правило, есть видео для различных уровней подготовки, а также гибкая цена на подписку в зависимости от на уровня вашего опыта (начальный, средний, продвинутый и так далее) и доступ к материалам. Это может пригодиться, если в вашей местности нет квалифицированных инструкторов или школ Вин-Чун. Благодаря им также может улучшиться ваше персональное обучение, если вы уже посещаете школу Вин-Чун. Выберите комплект DVD-дисков или онлайн-курс, который преподает грандмастер или мастер Вин-Чун.

      Выделите специальное пространство для занятий. Найдите место в доме, где вы сможете практиковать Вин-Чун. Там должно быть достаточно места, чтобы вы сможете перемещаться во всех направлениях. Для того чтобы проверить это, можно поразмахивать руками и ногами. Вы же не хотите, чтобы ваши движения были стеснены комнатной мебелью.

      • В идеале в помещении должно быть зеркало, чтобы можно было наблюдать за своими движениями.
    3. Найдите партнера для совместных тренировок. Самостоятельное изучение движений принесет немного пользы. Рано или поздно вам нужно будет приступать к изучению того, как ваши движения контактируют с противником. Благодаря партнеру вам будет проще понять, как реагировать на движения другого человека. Он также мог бы поощрять вас и делать замечания.

    Часть 3

    Сиу Лим Тао

      Узнайте о Сиу Лим Тао. Сиу Лим (или Ним) Тао, или «маленькая идея», является основой для многих движений Вин-Чун. Сиу Ним Тао - это первая форма Вин-Чун и именно здесь вас научат правильной стойке, владению своим телом, расслаблению и основным движениям рук.

      • Сначала нужно овладеть каждым разделом Сиу Лим Тао, а затем уже переходить к следующему разделу и приступать к изучению других техник.
      • Каждое движение первичной формы имеет значение. Сюда относятся темп, использование напряжения и расслабления, углы и расстояния. Форма не содержит методик.
    1. Освойте Гонг Лик. Гонг Лик является первым разделом Сиу Ним Тао и сосредоточен на хорошей организации и релаксации. Вы научитесь делать открытую стойку, при которой лицо обращено к противнику. Работайте над тем, чтобы тело оставалось расслабленным.

      Освойте Фа Джинг. Фа Джинг является вторым разделол Сиу Лим Тао. Фа Джинг позволяет развить высвобождение силы. Здесь вы узнаете, как применять силу и как сохранять силы и энергию. Сосредоточьтесь на том, чтобы оставаться расслабленным до момента, когда руки готовы нанести удар.

      Освойте базовые навыки. Третий раздел Сиу Лим Тао учит базовым навыкам движений рук и блокировки ударов, что является основой для изучения других приемов Вин-Чун.

    Часть 4

    Чам Киу

      Узнайте о Чам Киу. Чам Киу, или «поиск моста», представляет собой движения всего тела, чтобы дополнить то, что уже было изучено в основной форме Сиу Лим Тау. Из Чам Киу вы узнаете, как правильно и эффективно двигаться всем телом, обращая внимание на распределение веса и устойчивость. Здесь рассматриваются движения ногами, такие как повороты и удары.

      • Прежде чем переходить к следующему разделу и приступать к изучению других техник нужно сначала овладеть каждым разделом Чам Киу.
      • Прежде чем изучать вторичную форму, необходимо хорошо отработать поворот стойки (смещение формы лошади из стороны в сторону). В первичной форме позиция статична, поэтому это очень важно.
    1. Освойте первый раздел Чам Киу. Первый раздел, Джун, сосредоточен на вращении, устойчивости и структуре. В Джуне, для того чтобы эффективно биться, ученик начинает обращать внимание на то, что его окружает, даже то, что находится позади него. В нем представлены движения рук средней сложности, такие как Джип Сау (перелом руки) и Фут Сау (удар по глазам).

      Освойте второй раздел Чам Киу. Во втором разделе, или Сер, Чам Киу основное ударение делается на уклонении от атак противника и перенаправлении этой энергии на них. Вы научитесь сначала двигать руками и ногами как единым целым, а затем независимо друг от друга.

      Освойте третий раздел Чам Киу. Третий раздел Чам Киу сосредоточен на применении силы вместе с движениями рук и ног. В нем также используется комбинация напряженных движений рук и расслабленных движений тела, чтобы приспособиться к различным сценариям боя. Здесь вы также будете отрабатывать повороты корпуса вправо и влево, чтобы развивать устойчивость, находя центральную линию во время боя.

Публикации по теме