Четверостишье про хлеб для детей. Стихи о хлебе, хлебушке. Н. Рубцов «Хлеб»

Форма проведения: посиделки за чашкой чая.

Цели:

  • Создать условия для осознания учащимися исключительной роли хлеба на нашем столе и в рационе питания.
  • Познакомить учащихся с историей появления хлеба, возделывания злаков, с технологией приготовления мучных изделий.
  • Ознакомить с новыми рецептами изделий из дрожжевого теста.

Оснащение:

  • Мультимедийная установка.
  • Музыкальный центр.
  • Презентация «Хлеб России».
  • Выставка открыток репродукции картин русских художников:
    • В.Д. Фалилеев «Спелая рожь»;
    • В.Н. Фелорович «Во ржи»;
    • А.К. Соврасов «Рожь»;
    • И.И. Левитан «Сжатое поле».

Хлеб России! Сильный хлеб России!
Как не восхищаться нам тобой,
Если ты из неоглядной сини
Хлещешь, как безудержный прибой!

Ход мероприятия

Преподаватель: Гости дорогие, приглашаю вас на посиделки к радушным хозяюшкам Марьюшки, да Дарьюшки! И поведем мы разговор о Хлебе.

«Хлеб – всему голова!» – гласит старинная русская пословица. Да, Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век научно-технических достижений он составляет первооснову жизни народов. Люди вырвались в космос, покоряют реки, моря, добывают нефть, газ, а хлеб остается хлебом. История показывает, что хоть и не хлебом единым жив человек, но все-таки именно раньше всего им мы определяем меру человеческого благополучия.

Хозяюшка 1:

Хлеб – всему голова,
Вечно живут слова.
Вянет листва, трава.
Хлеб – всему голова!
В бурях эпох, имен
Тихо живет, права
Истина всех времен:
Хлеб – всему голова!

В дальних краях село,
В сердце страны Москва,
Всюду нам с ним светло:
Хлеб – всему голова!

Правда, у нас в дому
Будет всегда жива.
Мир – это хлеб всему,
Хлеб – всему голова!

Хозяюшка 2: Во все времена у всех народов было бережное отношение к зернышку, которое даёт ростки жизни. В нем содержится жизнь, которая дается один раз. Вот почему тихим ласковым голосом отец сказал сыну:

«Ты запомни сынок, дорогие слова: Хлеб – всему голова!»

С раннего детства мы наделяем хлеб ласковыми эпитетами: хлебушек, зернышко, булочка, пшеничка, золотая рожь, овсянка. Ни один продукт не пользуется той славой, что хлеб.

Сколько пословиц и поговорок придумал русский народ о хлебе. В них поучительный смысл. Какие вы знаете пословицы?

  • Земля кормит людей, как мать детей.
  • Плох обед, коль хлеба нет.
  • Хлеба ни куска – и в городе тоска.
  • Без соли, без хлеба – худая беседа.
  • У кого хлебушко, у того и счастье.
  • Хлеб от земли, сила от хлеба.
  • Не красна изба углами, а красна пирогами.
  • Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест.
  • Пот на спине, так и хлеб на столе.
  • Не человек хлеб носит, а хлеб человека.
  • Пахарю земля – мать, а лентяю – мачеха.
  • У кого хлебушко, у того и силушка.
  • Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.
  • Хлеб на столе – и стол престол, а хлеба ни куска и стол – доска.
  • Хлеба ни куска, и в тереме тоска, а хлеба край и под елью рай.

Хозяюшка 1: Гости дорогие, предлагаю разгадать загадки:

  • Без ног, без рук, а подпоясанный…… (Сноп)
  • Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Трактор)
  • Сто братьев в одну избушку вошли ночевать. (Колос)
  • Много ног, а с поля на спине ползет. (Борона)
  • В летнюю пору растут золотые горы. (Снопы)
  • Не море, а волнуется.(Поле)
  • Тысяча братьев одним поясом подпоясаны. (Колосья в снопу)
  • Две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает. (Пшеница)
  • В желтом море корабль плывет. (Комбайн)
  • Железный нос, землю врос, режет, копает, зеркалом сверкает (Плуг)
  • Согнута в дугу летом на лугу, а зимой на крюку. (Коса)

Преподаватель: Молодцы! В мудрости пословиц и поговорок ясно видна нравственная цена хлеба. И как не вспомнить слова замечательного человека земли нашей – академика Т.С. Мальцева: «Любовь, бережное отношение к хлебу, как и любовь к Родине, впитывается с молоком матери, воспитывается с детства».

До слез обидно видеть выброшенный кусок хлеба в помойку. Или в столовой можно увидеть в отходах пищи куски хлеба, булочек. Да, мы богаты хлебом, но это богатство не перечеркивает необходимость бережно относиться к нему. Приглядитесь к себе: вошло ли в привычку у Вас по-хозяйски относиться к хлебу? За обедом, завтраком, ужином так нарежьте его, чтоб не оставалось кусочков. А если есть лишний, используйте остатки иначе – в сухарях, в добавках к блюдам.

Ведь из сухого черствого хлеба можно приготовить вкусные питательные блюда, угощения к чаю – пирожное с изюмом и орехами, бисквит из ржаных сухарей, пирожное – картошка с какао, шарлотка с яблоками, гренки с ягодами.

Берегите хлеб! Пусть малая бережливость станет внутренним залогом каждого из нас.

И всегда помните:

Хлеб – земля
Хлеб – воздух
Хлеб – вода
Это то, без чего не может быть жизни.

Хозяюшка 2: А знаете лм вы, что, у же 5-6 тысяч лет назад древние египтяне использовали дрожжи, благодаря которым хлеб был мягким и пышным. Искусством выпекать кислый хлеб стали заниматься греки и римляне. В Греции в пятом веке до нашей эры этот хлеб считался деликатесом и стоил значительно дороже пресного хлеба. Ели его только состоятельные люди. Очень ценили такой хлеб чёрствый. Такой хлеб был как целебное средство против разных болезней.

В Древнем Риме, Египте, древней Греции хлеб выпекали в специальных пекарнях, мастерство пекарей очень ценилось.

В Риме до наших дней сохранился тринадцатиметровый памятник пекарю Марку Вергилию Эврисаку, воздвигнутый 2 тысячи лет тому назад.

На Руси уже в одиннадцатом веке выпекали хлеб из ржаной муки. Секрет этого приготовления держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях выпекали, просвиры, хлеб из пшеничной муки, сайки, калачи.

В десятом-тринадцатом веках выпекали хлебы с мёдом, маком, творогом, ковриги, пироги с разной начинкой.

Труд пекарей в древнем Риме, и древнем Египте, и в Царской России был тяжелейшем, все операции выполнялись вручную. Но пекари на Руси всегда пользовались особым уважением у народа.

Хозяюшка 2: Какой громадный труд проделали многие поколения людей в течение нескольких веков, чтобы получить такой хлеб, как мы едим ежедневно!

Хлеб появился в глубокой древности, свыше 15 тысяч лет назад. По мнению ученых, именно в те далекие доисторические времена человек впервые стал собирать, а затем и сеять хлебные злаки, которые были предками наших теперешних пшеницы, ржи, овса, ячменя.

В каменном веке люди ели зерна в сыром виде. Археологи установили, что прапрабабушкой хлеба была жидкая каша из зерен. Люди ели такую пищу до тех пор, пока научились выпевать лепешки из густой зерновой каши.

Плотно подгорелые куски мало напоминали наш хлеб, но именно с их появлением началась на земле эпоха хлебопечения.

Затем люди научились растирать зерна между камнями и смешивать полученную муку с водой. Так появились первые жернова, первая мука и первый хлеб.

Прошло несколько тысячелетий, пока люди научились делать хлеб из теста. Это было величайшее изобретение человечества.

Хозяюшка 1: Земля! Мать-кормилица!

Потом и кровью натруженных мозолистых рук крестьян добывался кусок хлеба. Основным орудием возделывания зерновых культур была соха.

На миллионах крестьянских полосок полвека назад Соха властелином была.

Мизерна ее деревянная сила
Невзрачен ее незатейливый вид,
Но часто соха Россию кормила,
Хоть не был сам пахарь от этого сыт.
Сегодня соха поселилась в музее,
Но мы, россияне, забыть не должны
Все то, что хорошего сделано ею
Для нашей великой любимой страны!

Хозяюшка 2: А знаете ли вы, какой хлеб пекли в царских пекарнях 300 лет назад?

Конечно калачи! Сохранился документ с перечнем яств, которыми одаривал Петр I в день своего рождения свою дворцовую челядь. Это были Калачи!

Калач – это не просто лакомство. Это символ любви, заботы, внимания, надежды….

  • Сайка – так называют булку из специального теста. Название эстонское и означает «белый хлеб»,
  • Название «калач произошло от слова «колесо»
  • Кулебяка в переводе с финского означает рыбная, а в словаре В. Даля слово «кулебяка» образовалось от слова «кулебячить»- валять руками, лепить.
  • Расстегай – это пирожок незакрытый, «расстёгнутый».
  • Ватрушка – это круглые пирожки от слова «ватра», т. е. «огонь», «очаг», похожие на солнце
  • Батон – название пришло из французского языка. Батон – это «палка, жезл».
  • Булка – это уменьшительная форма булы. Название пришло из польского языка.
  • Или такая поучительная история. Булочник Иван Филиппов изобрёл сайки с изюмом таким образом. Генерал-губернатору Москвы каждое утро подавали сайки И. Филиппова. И однажды попалась сайка с тараканом. Филиппов не растерялся и объяснил, что это сайка с изюмом, да и съел её на глазах у всех. Генерал-губернатор ничего не заподозрил, а после похвалил Филиппова за такие сайки.

Хозяюшка 1: Труд пекарей был и остается благодарным, хоть и не из легких. Но слава этому труду огромна, а слава хлебу в доме вечная.

Заслуженных пекарей – белгородцев немало. Мы говорим им « Спасибо!»

Я думаю, и среди нас есть будущие пекари и кондитеры. Мы продолжим их труд и будем радовать и свою семью и белгородцев тоже вкусными изделиями.

А когда заходишь в наш техникум, вдыхаешь аппетитный запах свежих булочек, пирожков с повидлом, яблоками. И мысленно говоришь: Спасибо нашим мастерам: Уракаевой Елене Викторовне, Чуевой Галине Николаевне за их вкусный труд и золотые руки…

Ваш каравай, испечённый вами, принес нам радостное настроение и частичку хорошего здоровья.

Хозяюшка предлагает отведать ароматные, пышные изделия из дрожжевого теста: каравай, булочки домашние, расстегаи, пирожки печёные с различными фаршами, кулебяку с рыбой и капустой.

Хозяюшка 2: Богат хлебом и наш уголок земли- Белгородчина. Магазинные полки всегда полны хлебами:

  • Дарницкий новый,
  • Стойленский с добавлением в хлеб морской капусты, которая решает проблему снабжения нашего организма йодом. Изготовитель этих хлебов – ОАО «Колос»
  • Хлеб Белгородский ржаной бездрожжевой. Изготовителем этого хлеба является завод «Гурман»
  • Срок хранения этих хлебов – 72 часа
  • Ароматный и пышный белый хлеб, румяные батоны, батоны нарезные, булочка дорожная, булочка городская. Они удобны для приготовления бутербродов. И срок хранения их тоже 72 часа. А что может быть вкуснее хлеба подового, его румяной корочки с чесноком и салом!

Хозяюшка вносит каравай.

Нам зачинать досталась роль,
Не путайся с нагрузками,
Мы принесли Вам хлеб да соль
На посиделки русские.
Жива традиция, жива
От поколенья старшего.
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
И потому принять изволь
Тот, кто пришёл на посиделки,
На нашей праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль.

Хозяюшка 1: Из хлеба можно приготовить самые разнообразные бутерброды. Существует их великое множество. Только в Дании насчитывается около 2000 видов.

«Русский калач» – плетеный хлеб, славянское слово, название произошло от общеславянского.

Московские пекари уверяли, что калачи можно печь только в Москве, на воде из Москвы – реки.

«Кулебяки» – почему это название изделия хлеба называется кулебякой? На этот счет много мнений. Интересно объяснение Владимира Даля: «кулебячить» – валять руками, лепить, стряпать.

«Без пирога именинник не именинник»,

«Колчан пригож стрелами, обед – пирогами».

Эти русские пословицы говорят о давней популярности пирогов. Это блюдо появляется на столе не каждый день, в основном в праздники.

Не случайно, наверное, слово «пирог» происходит от слова «пир».

Гостям посиделок предлагается вспомнить и рассказать стихи о хлебе:

    Удивителен запах хлеба,
    Этот запах нам с детства знаком.
    Пахнет хлеб и степью, и небом,
    И травой, и парным молоком,
    Талым снегом и вешней грозою,
    И мужицким солёным потом.
    А порой и мужицкой слезою…. (В. Горохов)

    Хлеб России! Сильный хлеб России!
    Как не восхищаться нам тобой,
    Если ты из неоглядной сини
    Хлещешь, как безудержный прибой!
    Хлеб России, хлеб моей Отчизны,
    Дюжий, богатырский, как всегда,
    Жизнью создавался ты для жизни
    И трудом для нового труда. (Е. Винокуров)

Гости благодарят за радушный прием, вкусные пироги.

Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе — это богатство в доме.

История.

Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Правда,
хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний.
Первый хлеб представлял собой подобие запечёной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой.

В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов - хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.

На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.

Привычка и любовь к черному кислому хлебу у русского народа была настолько сильна, что даже имела серьезные исторические последствия. Как утверждает авторитет в области истории поваренного искусства Вильям Похлебкин, один из важнейших в истории Европы расколов - разделение церквей на западную и восточную, католичество и православие - произошел в значительной степени из-за хлеба. В середине 11 века, как известно, в христианской церкви разгорелся спор о евхаристии, то есть о том, следует ли употреблять квасной (кислый) хлеб, как это делалось в Византии и на Руси, или пресный — согласно практике католической церкви. Византия, стоявшая во главе восточной церкви, вынуждена была выступить против запрета папы Льва 9-го употреблять кислый хлеб, так как не сделай она этого, то лишилась бы союза и поддержки Руси. В России же, как мы уже говорили, кислый хлеб воспринимался как символ национальной самобытности, и отказ от него для русских был невозможен.

Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники.
В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.

Хлеб, как предмет культа.

С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.

Приметы:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим - заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека - тоже съешь его силу.

Дашь во время еды хлеб со стола собакам - постигнет бедность.

При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.

Если солнышко закатилось - “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим - растоптать эту крошку ногами.

Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Стихи про хлеб.

Хлеба пекутся.

Тонкой струйкой сытной
Змеится теплый запах по углам.
Вдыхаю мир отрадный, самобытный
С любовью и слезами пополам.
Как просто пониманье Мирозданья,
Когда, проснувшись по утру в тепле,
Под солнечное лучика лобзанье,
Домашний хлеб увидишь на столе.

В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.

Пшеница

Положит в землю Человек зерно,
Прольётся Дождь- зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.

Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите.
Берегите Хлеб родной…
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы -люди!
Научитесь хлеб беречь».

Пахнет хлебом

На пустых полях стерня
Жухнет и сереет.
Солнце только среди дня
Светит, но не греет.

По утрам седой туман
Бродит по болотам,
То ли что-то прячет там,
Толи ищет что-то.
После сумрачных ночей
Выцветает небо…..

А в деревне из печей
Тянет свежим хлебом….
Пахнет домом хлеб ржаной,
Маминым буфетом,
Ветерком земли родной,
Солнышком и летом.

Нож поточен о брусочек.
-Папа, дай кусочек!

(Перевод И. Токмаковой)

Вновь взращено и обмолочено,
Вновь в закрома течёт оно.
Ладонь натруженную дочерна
Врачует, падая, зерно.

Мы им во сне коротком бредили.
И вот он, труд наш, на виду.
Забыто всё, что недоедено
И что не доспано в страду.

Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось.
Набежала туча издали, промочила лес насквозь.
Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели-
Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!

Вот он Хлебушек душистый,
Вт он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,
Но сломить его за лето так они и не смогли.
Вот какой я! — он хвалился — с ветром справился, с водой!
До того он загордился, вырос кверху бородой.

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут — молотят, жнут — молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи — ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко.

Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.
Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.
Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.
А отец мне отвечает: — Трактор пашет, не катает!
Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!

О хлебе

Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.

Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.
Поднялся и к мальчишке подошел
« Зачем — спросил он, голосом усталым -
-Ты, мальчик поступил нехорошо»

А утром, в день победы, ветераны.
Все при параде, в школу, ту, пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб, с собой, несли.

Узнал мальчишка, в старом ветеране.
Седого старика, на той скамье.
Он замер, тишина стояла в зале.
И хлеб душистый на большом столе.

И та, старушка, что ушла с батоном.
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных.
Вдруг, со слезами появился страх.

Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.
Мальчишке, нежно, в руки подала.
И быль, рассказанная, той старушкой.
Его в блокадный Ленинград перенесла.
.
Вот перед ним возник холодный город.
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод.
И тот батон, что поднят был с земли.

Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает, мать его, больная, ждет.
Торопится он к ней, замерзли ноги.
Но счастлив он, он хлеб домой несет.

А дома, бережно, батон он режет.
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.

Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери, ее кусок, несет.
В глазах ее он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»

Но, вспомнив, как он бил батон ногою.
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук
Мать закричала « Что, сынок, с тобою.
Дай хлеба, я умру от этих мук»

Он зарыдал и вновь перед глазами.
Старушка, что батон с земли берет.
Она стоит и нежными руками.
Мальчишке, хлеб душистый, подает.

Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.
Бежит домой, там, мать больная, ждет.
Боль матери всем сердцем понимает.
И оправданий он себе не ждет.

Он входит в дом, сидят в нем ветераны.
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.
Все сном прошло, остались только раны
От боли той, в глазах стоял испуг.

Он понял цену, тем слезам и хлебу.
Который, дерзко, превратил он в мяч.
На землю, вновь его вернули с неба.
Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»

Стоит она и гладит по головке.
В глаза глядит, так, как глядела мать.
Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.
« Простите» — только это смог сказать.

Я видела, как тихо, по дороге.
Идет мальчишка, голову склонив.
И дед седой все курит на пороге.
Всю боль души, молчаньем сохранив.

Пословицы и поговорки о хлебе.

В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.

Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
-Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.
-Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.
-У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру - ходить за хлебом по миру
-И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.
-У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.
-Всяк на себя хлеб добывает.
-Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.
-Хлеб - батюшка, вода - матушка.
-Хлеб хлебу брат.
-Худ обед, когда хлеба нет.
-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
-Хлеб да вода - мужицкая еда.
-Хлебушко - калач дедушка.
-Хлеба нет - корочка в честь.
-Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
-Человек хлебом живет, а не промыслом.
-Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
-Без хлеба, без соли худая беседа.
-Палата бела, а без хлеба в ней беда.
-Плевать на обед коли хлеба нет.
-Хлеб - дар божий, отец, кормилец.
-Хлеб да соль, и обед пошел.
-Без хлеба, без соли никто не обедает.
-Не в пору и обед, коли хлеба нет.
-Хлеб черствый - обед честный.
-Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
-Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.
-Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

Загадки о хлебе.

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)

Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)

Бьют меня палками, жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (Хлеб)

Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, —
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем. (Хлеб)

Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)

Вот он -
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол -
Он пожаловал - пришёл. В нем -
Здоровье, наша сила,
В нем -
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)

В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)

Считалки о хлебе.

Чистоговорки о хлебе.

Жок-жок-жок — это пирожок.
Шки-шки-шки — мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки — мы любим пирожки.
Жок-жок-жок — кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач — вот калач.
Чи-чи-чи — пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи — мы любим калачи.
Чи-чи-чи — на праздник будут калачи.

Интересные факты:

Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.

Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.

Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень.
Для выпекания «хлебоподобных» изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречи.

Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой дисбактериоза и диатеза, способствуют укреплению мышц.

Кукурузная крупа, которая получается из белой и желтой кукурузы, богата крахмалом, железом, витаминами В1, В2, PP, D, Е и каротином (провитамином А).

Национальные сорта хлебобулочных изделий

У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.

На Украине очень популярны паляница, арнаут киевский, калач, булочки дарницкие, рогалики закарпатские.

На территории России издавна большим спросом пользуются калачи — уральский, саратовский и другие, хлеб московский, ленинградский, орловский, ставропольский из ржаной, ржано-пшеничной и пшеничной муки.
В центральной части и северо-западных районах предпочитают ржаной и пшеничных хлеб, в восточных, южных и юго-западных — в основном пшеничный.

Белорусские хлебные изделия в своем составе содержат молочные продукты. Широко распространен подовый белорусский хлеб из смеси ржаной сеяной муки и пшеничной муки второго сорта, минский хлеб, белорусский калач, молочный хлеб, минская витушка и др.

Хорошей плотностью, чудесным сильным хлебным ароматом и ярко выраженным вкусом обладает молдавский серый пшеничный хлеб, выпекаемый из муки простого помола.

Полезный хлеб, в состав которого входят натуральное или сухое молоко, молочная сыворотка, выпекаемый жителями Прибалтики. Из ржаной обойной и обдирной муки выпекают литовский и каунасский хлеб, рулет аукштайчу с маком, хлеб латвийский домашний, булочки рижские дорожные, высокосортное изделие светку-мейзе и др. Хлебопеки Эстонии создали новое изделие, содержащее молочные продукты,- валгаскую булку, которая отличается высокими вкусовыми качествами.

У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепешки, чуреки, баурсаки.

В Узбекистане благодаря вкусовым качествам и затейливому узору славятся лепешки гид-жа, пулаты, оби-нон, катыр, сутли-нон, кульча.
По форме и приготовлению близки и таджикские лепешки чаботы, нонирагвани, лаваш, джуйбори, туркменские кулче, киргизские чуй-нан, колючнан и др.

В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.

Грузинские мастера издавна славятся выпечкой тандырного хлеба: мадаули, шоти, трахтинули, саоджахо, мргвали, кутхиани.

У азербайджанцев популярен чурек.

Рецепты.

Рецепт белого пшеничного хлеба:

Теплая вода 285 мл
молоко 115мл
Подсолн.масло 2 ст.л.
Соль 2 ч.л.
сахар 1,5 ст.л
Пшен.мука 640гр.
Сухие дрожжи 4 ч.л.

Рецепт ржаного хлеба:

мука ржаная — 10 кг
сыворотка — 4,5-5 л
соль — 150 г
дрожжи прессованные — 50-100 г

Рецепт ржано-пшеничного хлеба с тмином:

Вода — 3 стакан
Дрожжи — 2 ст. л.
Сахар — 1 ст. л.
Ржаная мука — 3 стакан
Пшеничная мука — 3 стакана
Семена тмина — 3 ст. л.
Растительное масло — 1 ст. л.
Соль — 1 ст. л.

// Октябрь 13, 2009 // Просмотров: 347 473

Народные песенки и потешки

Секи, секи, дождь,

На нашу рожь,

На бабину пшеницу,

На просо, чечевицу,

На дедов ячмень —

Поливай целый день!

Дождик, дождик, поливай!

Будет хлеба каравай!

Будут булки,

Будут сушки,

Будут пряники,

Ватрушки!

Свети, свети, солнышко,

На зеленое полюшко,

На белую пшеницу,

На чистую водицу,

На наш садочек,

На аленький цветочек.

— Чей воз?

— Мокеев.

— Куда едешь?

— В Киев.

— Что везешь?

— Что возьмешь?

— Что купишь?

Не колода лодырь, не пень,

А лежит целый день,

Он не пашет, не орет,

Лопату в руки не берет,

Не жнет и не косит,

А обедать просит.

Проснулась Ульяна не поздно, не рано:

Люди — косить, а она — голову мочить,

Люди — грести, а она — косу плести,

Люди — жать, а она — на меже лежать.

Люди — молотить, а она — пыль ворошить.

А обедать пойдут — и она тут как тут!

Иди, весна, иди красна,

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок,

Большой урожай в наш край!

Стихи русских поэтов

Н. Некрасов «Нива»

Дорого-любо, кормилица-нива,

Видеть, как ты колосишься красиво,

Как ты янтарным зерном налита,

Гордо стоишь, высока и густа!..

В. Жуковский «Будто солнцу улыбаясь»

Будто солнцу улыбаясь,

На соломке молодой

Дремлет, медленно качаясь,

Ржи колосик золотой.

Весь с рогами, как улитка,

Жизни внутренней полна,

Он пригнулся от избытка

Полновесного зерна.

А. Майков «Летний дождь»

«Золото, золото падает с неба!» —

Дети кричат и бегут за дождем...

— Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

Ю. Жадовская «Нива»

Нива, моя нива,

Нива золотая!

Зреешь ты на солнце,

Колос наливая.

По тебе от ветру —

Словно в синем море —

Волны так и ходят,

Ходят на просторе.

Над тобою с песней

Жаворонок вьется,

Над тобой и туча

Грозно пронесется.

Зреешь ты и спеешь,

Колос наливая,

О людских заботах

Ничего не зная.

Унеси ты, ветер,

Тучу грозовую,

Сбереги нам, боже,

Ниву трудовую!

А. Твардовский «Рожь, рожь... Дорога полевая»

Рожь, рожь... Дорога полевая

Ведет неведомо куда.

Над полем, низко провисая,

Лениво стонут провода.

Рожь, рожь... — до свода голубого,

Чуть видишь где-нибудь вдали,

Ныряет шапка верхового,

Грузовичок плывет в пыли.

Рожь уходилась. Близки сроки.

Отяжелела — и на край

Всем полем подалась к дороге,

Нависнула — хоть подпирай.

Знать, колос, туго начиненный,

Четырехгранный, золотой,

Устал держать пуды, вагоны,

Составы хлеба над землей.

Н. Рубцов «Хлеб»

Положив в котомку сыр, печенье,

Положил для роскоши миндаль.

Хлеб не взял:

— Ведь это же мученье

Волочиться с ним в такую даль!

Все же бабка сунула краюху!

Все на свете зная наперед,

Так сказала:

— Слушайся старуху!

Хлеб, родимый, сам себя несет...

Рифмовки

Дождик, дождик, поливай,

Будет хлеба... (каравай).

Плох обед,

Коли хлеба... (нет).

Из земли взошел —

К нам на стол... (пришел).

У хлеба, булки есть верхушка,

И мы зовем ее... (горбушка).

Воровала синица

В амбаре... (пшеницу).

Зимой не будет горюшка,

Коль всё убрали... (полюшко).

На соломинке — дом,

Зерна спрятаны... (в нем).

Ветер ходит в поле,

Как волна на...(море).

Загадки в стихах

Был крупинкой золотой —

Стал зеленою стрелой.

Солнце летом посветило

И стрелу позолотило. (Колос)

Возьму пыльно,

Сделаю жидко,

Брошу в пламень —

Будет камень. (Хлеб)

На сжатом поле —

Солдаты подпоясанные. (Снопы)

Режут меня, вяжут меня,

Бьют нещадно, колесуют,

Пройду огонь и воду,

А в конце пути

Меня вкуснее не найти. (Хлеб)

Малые малышки

В золотой кубышке

На ветру склоняются,

С ветром осыпаются. (Колосья)

Согнута в дугу,

Летом — на лугу,

Зимой — на крюку. (Коса)

Мал да сутул,

Спину согнул,

Все поле обрыщет,

Домой прибежит —

Целый год пролежит. (Серп)

Хлеб зреет на земле, где солнце и прохлада,
Где звонкие дожди и щебет птиц в кустах.
А под землей, внизу, поближе к недрам ада
Железо улеглось в заржавленных пластах.

Благословляем хлеб! Он - наша жизнь и пища,
Но как не проклинать ту сталь, что наповал
Укладывает нас в подземные жилища?..
Пшеницу сеял бог. Железо черт ковал!

Дмитрий Кедрин

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

Вот он Хлебушек душистый,
Вт он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Погореловский С.

Ушел - не ем:
Пуст - хлеба вкус.
Всё - мел.
За чем ни потянусь.

…Мне хлебом был,
И снегом был.
И снег не бел,
И хлеб не мил.

Марина Цветаева

С белым хлебом положили
Чёрный хлеб мне на обед.
Удивить меня решили?
Чёрный? В чём его секрет?
Видно, пекарь с неохотой
Пёк и хлеб в печи забыл?
Или же перед работой
Чисто руки не помыл?
Мама тут же объяснила,
Что мука ржаная есть:
«Черный хлеб прибавит силы».
Съел. И завтра буду есть!

Стеценко Г.

Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.

Виеру Г.

Тонкой струйкой сытной
Змеится теплый запах по углам.
Вдыхаю мир отрадный, самобытный
С любовью и слезами пополам.
Как просто пониманье Мирозданья,
Когда, проснувшись по утру в тепле,
Под солнечное лучика лобзанье,
Домашний хлеб увидишь на столе.

Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,
Что дают нам колоски.
Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Чёрный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы…
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!

Лаврова Т.

Расскажу тебе, дружок,
Про чудесный колосок.
Тот, что зреет на полях –
Попадёт на стол в хлебах.
Сушки, плюшки и батон –
Хлеб приходит в каждый дом…

Кравченко Е.

Каждое хмурое утро
И в солнечный яркий денек
Мамины теплые руки
Хотят, чтоб он был пухлощек -
И мнут его очень усердно,
И прячут в него доброту,
А после в печи незаметно
Огонь наряжает в сюртук.
Выходит он весь золотистый,
Он дышит теплом на весь дом,
И солнышка лучик игристый
Глядит на него сквозь окно.
К обеду готов, как обычно,
И, ставя его в середину стола,
Папа повторяет привычно:
«Хлеб - всему голова.»

Положил в котомку
сыр, печенье,
Положил для роскоши миндаль.
Хлеб не взял.
- Ведь это же мученье
Волочиться с ним в такую даль!
Все же бабка
сунула краюху!
Все на свете зная наперед,
Так сказала:
- Слушайся старуху!
Хлеб, родимый, сам себя несет…

Николай Рубцов

Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет —
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.
Можно с мёдом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.
Пироги же — хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят всё со сдобой
И с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят —
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье —
То, что мама испечёт,
Для детишек объеденье,
Разевай пошире рот!

Коньков И.

Всей семье как сбор назначен,
Только скатертку постлать.
В каравай, еще горячий,
Входит нож по рукоять.
В пожелтевшей гимнастерке
С краю сам большак сидит.
Чуть похрустывает корка,
Духовитый пар валит.
- Ну,- сказал он, - по потребе
Начинайте в добрый час!
Полной мерой нынче хлеба
Выдает земля для нас.
Золотистые горбушки
Срезал: это для детей.
Наособицу старушке
Вынул мякиш из ломтей.
Скосок свой, усы поправив,
Крупной солью посолил,
Всей своей семье и славы
И здоровья посулил.
И еще промолвил слово:
- С хлебом горе не беда!
Не забудьте, мол, какого
Стоил этот хлеб труда!..

Яшин А.

Положит в землю Человек зерно,
Прольётся дождь - зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит,
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.

Яков Аким

Вам и расскажут, и в книгах прочтёте:
Хлеб наш насущный всегда был в почёте.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам-умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.

Гришин А.

Прожить не трудно без котлет,
Кисель не часто нужен,
Но плохо, если хлеба нет
В обед, на завтрак, в ужин.

Он – царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне
Средь блюд различных хлеб стоит
В почете посредине.

Ему десятки тысяч лет.
Веками бились люди,
Пока не стал таким наш хлеб,
Каким лежит на блюде.

Его найдешь ты на столе
У римлян и у грека,
В войну, в годину лютых бед,
Спасал хлеб человека.

И ныне кормит хлеб людей —
Врачей, солдат, рабочих.
И этот дар земли своей
Должны беречь мы очень!

Стратонович О.

Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
«Хлеб всему голова!» -
В поле, в доме, в державе!

Через улицу,
Через будни,
В нежных чувствах
Не сразу понятый,
Добрый хлеб
Под названьем «спутник»
Несу на руке приподнятой.

Скажут:
Хлеб - избитая тема.
Я иду и смеюсь над такими,
И несу домой каравай, как поэму,
Созданную сибиряками,
Земляками моими.

Этим румяным,
Этим горячим,
Пахнущим так заманчиво,
Этим хлебом труд мой оплачен.
Песня моя оплачена.

Но даже самую лучшую песню,
Самую звонкую и земную,
С сухарем в купоросной плесени,
Не стыдясь, зарифмую.

Хлеб несу!..
Поделюсь с женою,
Не скупясь на слова хвалебные.
И припомнится детство мое ржаное,
Юность моя бесхлебная.

С лебедою,
С трухою всякою
Ел «тошнотник» с корочкой тусклой.
А если встречалась булочка мягкая,
То она уже
Называлась французской.

Хлеб несу!..
Удивляются, вижу,
Даже только что евшие
С белого блюда.
Но стоило мне приподнять его
Чуть повыше,
И все увидели чудо.

Сразу пришло
Давно знакомое:
Поле и молодость
С днями непраздными.
Сладко запахло старой соломою,
Мятой-травой
И цветами разными.

И увиделось, как воочью:
И косьба,
И стогов метание,
И межа, бегущая к ночи,
И на меже
С любимой свидание.

Любовь и хлеб -
Извечные темы.
Славя хлеб, как любимой имя,
Несу домой, приподняв его,
Как поэму,
Созданную сибиряками,
Земляками моими.

Федоров Василий

В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой,
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.

Орлов В.

Есть такие слова:
«Он всему голова»
Хрустящей корочкой одет
Очень Мягкий белый ХЛЕБ.

Малахова А.

Работают эпохи жернова,
Меняет жизнь привычное теченье,
Утрачивая прежнее значенье,
Уходят устаревшие слова.
Но есть слова, чей смысл так велик
Что время обойтись без них не может,
О них еще немало песен сложит
О них серьезней думать повелит.
Хочу сказать о добром слове «ХЛЕБ»,
Которое весомее с годами,
Судьбе его, просоленной слезами,
Впечатавший в историю свой след…
Тот след не зарастает ковылем…
Под грозные военные раскаты
И хлеб пошел с винтовкою в солдаты,
Отстаивая землю под огнем…
Но битва продолжается за хлеб.
Еще сегодня гибнут на планете
Не знающие вкуса хлеба дети,
А кто-то к их страданьям глух и слеп.
За словом «хлеб» — волнение и труд,
Дожди, неурожаи, суховеи,
Величие целинной эпопеи
И времени пристрастие – строгий суд.

Набиева И.

Я сегодня хлеб не ел,
В лупу на него смотрел.
Весь он в дырочках узорных…
В ямках – белый, в ямках – черный.
Посмотрю в бараночке,
В булке… Тоже – ямочки.
Я у бабушки спросил:
— И пирог дырявым был?
Засмеялась бабушка:
— И блины-оладушки!
Что же это за секрет?
Надо в тесто посмотреть.
Мама тесто замесила,
Набирало тесто силу!
Круглой шапкой поднялось,
Разрослось и расползлось.
Край из миски выпадал…
Кто же вверх его толкал?
— Мама, в лупу посмотри!
Выползают пузыри!
Что же прячут пузыри?
Воздух! Он у них внутри.
Вот откуда в хлебе ямки,
Вот откуда в хлебе дырки!
Потому что там, внутри,
Пузыри-богатыри!

Нина Детская

Рабочий люд едва не весь
На нашей родине - без хлеба.
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь!»
Так он, голодный, молит небо.

О, братья! Хлеба - беднякам
В лихие дни нужды народной;
И хлеба умственного - нам,
Стоящим вне толпы голодной!

Утробной пищей сыты мы;
Но без духовного питанья
Ослабли тощие умы,
Бесплодны скудные познанья.

Хоть удается нам порой,
Пускаясь в хитрость и в обманы,
Прикрыть дешевой мишурой
Неблаговидные изъяны;

Хоть, искусившись в похвальбе,
Среди народов даже ныне
Мы поклоняемся себе,
Как между нечистью святыне,-

Но жизнь осветит темный путь
И правду горькую откроет,
Разоблачив когда-нибудь,
Чего гордыня наша стоит.

О, никогда и никому,
Кто льстит вам, братья, вы не верьте!
Без пищи умственной - уму
Грозит беда голодной смерти.

Всем хлеба! Хлеба - беднякам
В лихие дни нужды народной;
И хлеба умственного - нам,
Стоящим вне толпы голодной!

Алексей Жемчужников

Легенда о Бородинском хлебе

На Бородинском поле шло сраженье,
Картечи визг, как по стеклу ножом,
И вот французов лёгкою мишенью
Стал наш обоз с мукой и фуражом.
То ли ядро шальное, то ли мина,
То ли снаряд в фургон с мукой попал,
А следом шёл фургон с корицей, тмином,
И взрыв муку и тмин перемешал.
Ну а солдат кормить-то чем-то надо?
Негоже продовольствие бросать!
Ведь с тмином та мука, поди, не с ядом…
Так стали «Бородинский» выпекать.
И говорят, что даже сам Кутузов,
А может быть, и сам Багратион,
Нахваливали меткость тех французов,
Что так удачно вмазали в фургон.
Вот так из века, ставшего былинным,
Пришёл к нам хлеб, который всем знаком.
Как хорошо, что был фургон тот с тмином,
А не с фасолью или с чесноком!

Александр Симонов

Песнь о хлебе

Вот она, суровая жестокость,
Где весь смысл - страдания людей!
Режет серп тяжелые колосья
Как под горло режут лебедей.

Наше поле издавна знакомо
С августовской дрожью поутру.
Перевязана в снопы солома,
Каждый сноп лежит, как желтый труп.

На телегах, как на катафалках,
Их везут в могильный склеп - овин.
Словно дьякон, на кобылу гаркнув,
Чтит возница погребальный чин.

А потом их бережно, без злости,
Головами стелют по земле
И цепами маленькие кости
Выбирают из худых телес.

Никому и в голову не встанет,
Что солома - это тоже плоть!..
Людоедке-мельнице - зубами
В рот суют те кости обмолоть

И, из мелева заквашивая тесто,
Выпекают груды вкусных яств…
Вот тогда-то входит яд белесый
В жбан желудка яйца злобы класть.

Все побои ржи в припек окрасив,
Грубость жнущих сжав в духмяный сок,
Он вкушающим соломенное мясо
Отравляет жернова кишок.

И свистят, по всей стране, как осень,
Шарлатан, убийца и злодей…
Оттого что режет серп колосья,
Как под горло режут лебедей.

Сергей Есенин

Публикации по теме